Банник

Бан/н/ик/ъ, -а, с. м. От основы банн/ый. СО — суффиксальный, суфф. -ик- со значением лица (банник = ‘банный человек’), мифологического существа, предмета по признаку, выраженному производящей основой.

«Бáнникъ, ка. с: м. Поршень насаженный на древко, коимъ чистятъ пушку послѣ выстрѣла» (САР 1, 95); по смыслу соотносится с гл. банить (см.).

«БА́ННИКЪ, … особая порода домовыхъ, злой духъ, поселяющійся въ банѣ; паръ выживаетъ его временно, а въ нетопленой онъ живетъ всегда; онъ не любитъ родильницъ которыхъ, однако, по тѣснотѣ въ избѣ, всегда выводятъ въ баню; но ихъ тамъ нельзя покидать однѣхъ. || Банникъ … банный вѣникъ. <…>; || Бáнникъ, хлѣбъ, которымъ мать невѣсты благословляетъ къ вѣнцу молодыхъ: хлѣбъ, соль, жареная птица и два полные столовые прибора; все это зашивается въ скатерть и сдается свахѣ, а она расшиваетъ банникъ на другой день, по выходѣ молодыхъ изъ бани, которые и ѣдятъ его одни самъ-другъ» (Даль 1, 114-115).

«БАННИКЪ1, м. То же, что банщикъ. Двор Гришка колачникъ двор Ульянко банникъ» [1498 г.] (СлРЯ XI-XVII вв. 1, 70).

«БАННИКЪ2, м. Специальная щетка для чистки ствола пушек. Велѣно отпустить съ кормового дворца въ село Преображенское, на банники къ пушкамъ, 30 овчинъ дѣланныя добрыя» [1693 г.] (СлРЯ XI-XVII вв. 1, 70).  

«Известно, что когда христианство низвергло официальных богов с Перуном во главе, то домашние боги ― разные домовые, банники ― нисколько не пострадали и продолжали жить до наших дней» [М.М. Пришвин. Дневники (1923)].

Автор: Александр Камчатнов