Блюду - блюсти

Блюд/у, -ешьблюс/ти гл. От праслав. основы *blud- < *bjud- < и.-е. *bheudh-. И.-е. дифтонг *eu, характеризующий старое тематическое настоящее время и содержавший в своем начале йотацию, через ступень *jоu изменился в *ju и привел в праслав. к переходу б > бл перед *j (см. §11). Исходный и.-е. дифтонг в корне сохранился в греч. гомеровском πεύϑεται, санскр. bόdhati «он наблюдает» (см. Мейе 1951, 162). Чередование согласной в корне блюду/блюсти является следствием диссимиляции *dt > *st: *bjudti > *bjusti > *bljusti (см. §20).

«БЛЮДУ́, дéши, соблю́лъ, сти́. гл. д. Сл. Стрегу, храню, беоегу, содержу въ цѣлости. Блюдите себе, да не погубите, яже дѣласте добрая. 2 посл. Iоанн. I. 8. Вотще твой хитрый былъ совѣтъ, Россiю самъ Господь блюдетъ. М. Лом<оносовъ>» (САР 1, 234).

«БЛЮСТИ. 1. Оберегать, хранить, беречь, сохранять в целости; стеречь. (1136): [Новгородцы] сдумаша, яко изгонити князя своего Всѣволода… А се вины его творяху: 1, не блюдеть смердъ; 2, чему хотелъ еси сести Переяславли. Новг. I лет. <…> || Соблюдать. Повелѣваемъ… въ томъ святыхъ богоявлений монастырѣ благочестно и общежително … жити … бога нашего заповѣди блюсти и подручныхъ имъ тому же наказывати <…> 2. Внимательно следить, смотреть за чем-л.; остерегаться. Блюдете, да не прельщени будете [XVI в.] <…>» (СлРЯ XI-XVII вв. 1, 248).

«Блюду́, де́ши, соблю́лъ, сти́, гл. д. Сл. Стерегу, храню, берегу, содержу въ цѣлости. Блюдите себе, да не погубите, яже дѣласте добрая. 2. Посл. Iоанн. 1.8. Вотще твой хитрый былъ совѣтъ, Россiю самъ Господь блюдетъ. М.Лом.» (САР 1, 234). «Как юрист, ты говоришь: я за своей собственностью блюду, а ты за своею блюди!» [М.Е. Салтыков-Щедрин. Убежище Монрепо (1878-1879)].

«Мы с Христом соединяемся чрез веру: так да блюдем, братие, веру, которая состоит в том, ежели полную сердца своего надежду на Божию милость чрез заслуги Христовы нам подаемую положим: сами между собою друг с другом да связуемся любовию, которая состоит в том, ежели мы о всех других телесном паче же душевном добре, так как о своем, постараемся» [архиепископ Платон (Левшин). Нравоучение девятое надесять (1758)].

Автор: Дана Дагурова