Бог

Дата размещения на сайте — 9 декабря 2016 года

Слова, корень которых представлен в современном русском языке алломорфами бог- / бож-,  восходят к праслав. корню *bog-, однако далее мнения этимологов о происхождении этого слова расходятся. Согласно одной версии, праслав. *bogъ представляет собой и.-е. наследие, согласно другой версии, праслав. *bogъ — заимствование из иранских языков (обзор литературы см.: ЭССЯ 2, 161-162).

Основанием для первой гипотезы служат и.-е. параллели: др.-перс. baga- ‘бог’, авест. bаγа- ср. р. ‘доля, участь, судьба’, м. ‘господин, бог’, иран. *baga- ‘доля, участь, судьба; бог (как персонификация доли, судьбы)’, др.-инд. bhága- ‘благосостояние, имущество, счастье’, ‘божество, господь’, bhájati ‘наделяет, делит’, тох. А рāк, В рāке ‘доля, часть’, греч. φαγείν ‘поедать’ (см. РЭС 3, 292). Из этих сопоставлений ясно, что и.-е. корень *bhag- был энантиосемичным, так как ситуация «кормить — есть» предполагает двух участников: один кормит, дает, наделяет благами — другой есть, принимает, наделяется.

Как это обычно бывает в подобных случаях, в одних языках сохранятся одна сторона энантиосемичного комплекса и утрачивается другая, в других языках, наоборот, сохраняется вторая сторона и утрачивается первая. В древнеиндийском, иранском, праславянском и других языках сохранилась одна сторона: глагольный корень означает ‘кормить’ → ‘наделять’, а именной — ‘доля, часть, счастье, богатство’, а их персонификация — ‘бог’; в греческом языке сохранилась другая часть этого комплекса — ‘есть’, ср. заимствованные из греческого композиты со второй частью -φαγ: антропофаг, саркофаг, фитофаг.

Древнее значение ‘доля, часть благо’ сохранилось в имени славянского языческого бога Дажьбог: «Предполагается, что имя Д<ажьбог> образовано сочетанием глагола дать и слова бог: в таком случае Д<ажьбог> воплощает первый член мифологического противопоставления доля — недоля» (МНМ 1, 347).

Основанием для второй версии служит то, что в праслав. *bogъ отсутствуют следы действия закона Винтера: по этому закону краткий праиндоевропейский гласный удлинялся перед звонким смычным, поэтому вместо *bogъ ожидалась бы праславянская форма *bagъ.

Попыткой примирения этих гипотез является такое рассуждение: «Чаще однако принимают родство слав. и и.-иран. фактов, а также иран. (скиф.) влияние на семантику слав. *bogъ в эпоху славяно-иранских контактов. Предполагается, что знач. ‘доля, богатство, счастье’ в слав. — и.-е. наследие, а знач. ‘бог’ — результат иран. влияния» (РЭС 3, 293).

После принятия христианства бог становится Богом, то есть именем собственным, обозначающим Единого в Трех Лицах Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого — Творца, Вседержителя, Господа.

Автор: Александр Камчатнов