Босиком - босиками

Бос/ик/ом нареч. и бос/ик/ами нареч. От основы босик/ъ. СО — конверсия, то есть «застывание» формы Т. п. ед. ч. или мн. ч. м. р. сущ. босик в наречном употреблении в роли обстоятельства образа действия; ср. стоять фертом, выглядеть чучелом, прыгать солдатиком.

Нельзя исключать и того, что босиком — это исконно форма Тв. п. дв. ч. босикома с последующей полной редукцией конечного гласного; такой же редукции подвергалась и форма мн. ч. босиками, см. ниже босикам ходили; более того, в аллегровом темпе речи «усыхала» даже часть окончания / суффикса -мибосикá.

«Босикáми, нареч. Босиком. Были все босиками. Ставроп., Самар., 1897. Босикáми бегают. Моск. Моск. Ребятишки у нас босиками бегают. Покр., Киржач. Влад. Это я об вас: вот босиками сидите. Том. Босикам ходили. Белебелк. Новг.» (СРНГ 3, 123).

«Босикá, нареч. Босиком. Судж. Курск., 1912. Курск.» (СРНГ 3, 123).

Если формальная сторона этого словообразовательного акта является приемлемой, то семантическая сторона вызывает вопросы: если босик — это ‘берестяной лапоть’, то почему босикомбосиками означает не ‘в лаптях’, а ‘без лаптей’, вообще ‘без обуви’? Вероятно, здесь произошел метонимический сдвиг по смежности: 1) босиком ‘в лаптях, в легкой обуви на босу ногу’ > 2) босиком ‘сняв обувь, разувшись’ > 3) босиком ‘без обуви, голыми ступнями’.

Первая стадия босиком ‘в лаптях, в легкой обуви на босу ногу’ не зафиксирована ни в одном словаре русского языка, включая диалектные, однако, может быть, лишь привычка к современному словоупотреблению мешает нам увидеть это значение в таких, например, контекстах:

«Представьте себѣ деревенскую харчевню, гдѣ храброй Малтійской рыцарь окруженъ зрителями, въ спальныхъ колпакахъ и въ однихъ почти рубашкахъ, босикомъ стоитъ и держитъ обнаженную шпагу надъ головою сего мерзскаго изверьга въ оборваныхъ лоскутьяхъ. [Н. Ознобишин (перевод). Нещастной французъ, или жизнь кавалера Беликурта, описанная имъ самимъ (1764) // https://processing.ruscorpora.ru/. Дата обращения — 07.06.2021 г.]; босиком стоит можно истолковать как стоит в обуви на босу ногу.

«Двери отворились, и человек средних лет, босиком, в рубище, подпоясанный веревкою, с растрепанными волосами и всклоченной бородою, в два прыжка очутился посреди комнаты. [М. Н. Загоскин. Юрий Милославский, или русские в 1612 году (1829) // https://processing.ruscorpora.ru/. Дата обращения — 07.06.2021 г.].

Вторая стадия отражена в таких контекстах:

«Святоша бродит босиком, в волосяной рубашке, иногда и в веригах» [Д.И. Фонвизин. Опыт российского сословника (1783-1784) // https://processing.ruscorpora.ru/. Дата обращения — 07.06.2021 г.]; святоша бродит босиком, демонстративно сняв обувь.

«Отодвинувши задвижку, и отворя окончину, Каинъ прежде всѣхъ влѣзъ на окно, и сѣвши на ономъ, разулъ свои ноги, для того что бы босикомъ по покоямъ ходить, а въ случаѣ нужды и бѣжать было способнѣе, и разувшись вошелъ онъ въ горницу, и видя Доктора съ женою въ глубокомъ снѣ разметавшихся, покрылъ ихъ одѣяломъ, которое было сбито въ ноги, и пошелъ по другимъ покоямъ; и какъ вошелъ въ дѣтскую горницу, то лежавшая тутъ одна дѣвка спросила его, за чѣмъ онъ пришелъ?» [М. Комаров. Исторія Ваньки Каина со всѣми его сысками, розысками, и сумазбродною свадьбою (1779) // https://processing.ruscorpora.ru/. Дата обращения — 07.06.2021 г.]; это употребление прямо доказывает, что босиком — это именно ‘разувшись’, а не просто ‘не имея обуви’.

«Босико́мъ. нар. Босыми ногами, безъ обуви. Ходить босикомъ» (САР 1, 299).

«Множество людей, в мешках на головах, с прорезанными глазами, босиком, в предшествовании двух скелетов, шли по улицам по два в ряд и пели стихи покаяния» [Д.И. Фонвизин. Письма родным (1784-1785)].

«Они все были босиками, с раскрытыми грудями и в одних рубашках; и столь были дики и застращены именем боярина, что боялись подойти к моей коляске» [неизвестный [приписывалось А.Н. Радищеву]. Отрывок путешествия в * * * И*** Т*** (1772)].

Автор: Денис Виноградов