Поиск терминов
Начинается с Содержит Точное соответствиеСозвучно
Термин Определение
Глуп-

Перейти к древу

Корень прил. глупъглупый восходит к праслав. *glupъ(jь), продолжениями которого в славянских языках и диалектах являются: ст.-сл. глоупъ stultus, fatuus ‘глупый, неразумный’, болг. стар. глуп ‘глупый’, макед. глуп(ав) ‘глупый’, сербохорв. редк. glȗp, glúpa ‘глупый’, словен. glȗp ‘глупый’, ‘глухой’, чеш. hloupý ‘глупый’, слвц. hlúpy ‘глупый’ в.-луж. hłupy ‘глупый’, н.-луж. głupy ‘глупый, тупой, безумный, дурацкий’, полаб. glaipĕ ‘молодой’, польск. głupi ‘глупый’, русск. глупый ‘тупой, неумный’, диал. глупый ‘грубый, резкий’ (смол.), ‘не вполне созревший, недозрелый (о плодах)’ (арх., волог., перм.), ‘неспособный к действию, слабый, бессильный (о руках, ногах и т. п.)’, ‘плохой, примитивный (о предметах или условиях быта)’ (сиб.), глупóй: глупáя ночь ‘темная, поздняя ночь’, укр. глýпий ‘глупый’, глýпа нiч, пiвнiч ‘глубокая ночь’ (см.: ЭССЯ 6, 151-152).

Праслав. *glupъ(jь) является славянским новообразованием без точных и.-е. параллелей. Из приведенных употреблений прил. глупый наибольшее внимание привлекают такие, как глýпа нiч ‘глубокая ночь’, что позволяет сблизить прил. глупый с прил. глухой (ср. глухая ночь): «Можно предполагать в слав. *glupъ экспрессивное расширение с помощью лабиального элемента -р- усеченной формы от *gluxъ» (ЭССЯ 6, 152). Другим образованием от усеченного *gluxъ является, как предполагают, праслав. *glumъ. Вероятно, имеется в виду усечение -*b(h)- в праформе *ghlub(h)só-, согласно версии версия Лёвенталя, раскритикованной М. Фасмером в словарной стать «Глухой»: «И.-е. праформа *ghlub(h)só- (> gluхъ) Лёвенталя (AfslPh 37, 388) излишня, потому что из нее ожидалось бы только *glusъ» (Фасмер 1, 417).

Исходя из этого, развитие семантики праслав. *glupъ может быть реконструировано  следующим образом: «‘безумный, с темным рассудком, глупый’ < ‘беспросветный’ < ‘сдавленный, наглухо закрытый, затемненный’, из *glou-po- от и.-е. *g(e)leu- от *gel- ‘сжимать(ся) в ком, сдавливать(ся)’» (РЭС 10, 341).

Хотя родство праслав. *glupъ, *gluxъ и *glumъ весьма вероятно, мы все же полагаем нецелесообразным рассмотрение всех производных от этих корней в составе одного древа, одной словарной статьи, так как считаем, что опрощение этих корней произошло еще в праславянскую эпоху и каждый из них стал родоначальником особого древа; см. статьи «Глухой» и «Глум».

Перейти к словарной статье...
Автор: Анна Лазарева
Гнуть - Губить

Перейти к древу

Дата размещения на сайте — 9 февраля 2017 года

Корень, алломорфами которого в современном русском языке являются губ- / губл- / гиб- / ги- / г-,  восходит к и.-е. *gŭb- (ступень редукции), *gūb- (ступень продления редукции), *goub- (дифтонгическая ступень); и.-е. *gŭb- > праслав. *gъb-, и.-е. *gūb- > праслав. *gyb-, и.-е. *goub- > праслав. *gub-. Этимологическое родство слов с двумя основными значениями — ‘гнуть’ и ‘губить’, ‘гибнуть’ — признается большинством этимологов: «Праслав. *gyb- ‘гибнуть’ и gyb- ‘гнуть’ едины в этимологическом отношении» (Фасмер 1, 404). Связь между «гнуть» и «губить» — «гибнуть», по версии Д. Г. Демидова (устное сообщение), объясняется через интерпретацию факта того, что наши предки хоронили своих стариков в согнутом положении: погребение в скорченном состоянии должно напоминать положение ребенка (эмбриона) в утробе матери, а это символизирует смерть как рождение к новой жизни.

И.-е. аблаут *gŭb- // *gūb- в результате фонетических процессов в др.-рус. языке приобрел вид гъб- // гыб-, а в современном русском г- // гиб-; благодаря исторической памяти о былой долготе гласного в морфе гиб- он стал основой для образования глаголов длительного способа действия.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Гон

Перейти к древу

Дата размещения на сайте — 13 октября 2015 года

в редакции от 12 июля 2019 года

Корень гон- с его историческими алломорфами ган-, гн-, жен- восходит к и.-е. *guhĕn- / *guhŏn- (основная ступень чередования) (ЭССЯ 7, 26; 196).  

И.-е. *guhĕn- > *gĕn- (утрачивает лабиализацию и аспирацию) и на праславянской почве после 1-ой палатализации > ž’en- = ст.-сл. наст. вр. женѫ, женеши др.-рус. наст. вр. женоу, женеши. Впоследствии эти формы презенса остались только в богослужебных книгах.

И.-е. *guhĕn- (после вокализации лабиального элемента u > u) > *ghŭn- > *gŭn- и на праславянской почве > гън-. О.Н. Трубачев особо настаивает на том, что «считать вокализм *nati обычной редукционной ступенью от *ženǫ-, * guhen- вряд ли правильно, в этом случае ожидалось бы *žьn-, ср. родственное *žęti, *žьnǫ.., где эта ступень реально засвидетельствована» (ЭССЯ 7, 196).  

Имя гон — это «название действия, соотносительное с *gъnati, *ženǫ и *goniti.., имеющее прообраз в и.-е. *guhono-s, ср. особенно греч. φόνος ‘убийство’» (ЭССЯ 7, 27).

Родство русск. гнать / гон с др.-инд. hánti ‘бить, убивать’, авест. ǰainti, греч. θείνω ‘бить’.., лит. genù, giñti ‘гнать, выгонять (скот)’ и др. позволяет предположить, что развитие семантики шло следующим образом: ‘бить’ > ‘гнать с использованием битья (палкой, кнутом)’ > ‘гнать’. То же этимологическое значение имеют родственные слова жать / жну (см.).

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Гореть

Перейти к древу

Дата размещения на сайте — 8 января 2019 г.

Корень, алломорфами которого в современном русском языке являются гор- / гар- / гар’- /жар- / гр-, восходит к праслав. *gor-/ *gar-/ *gěr- / *gur-, который в свою очередь восходит к и.-е. *gu̯hĕr- / *gu̯hŏr- на основной ступени чередования, *gu̯hōr- на ступени продления, *gu̯h- на нулевой ступени.

Проблематичным остается родство семантически близких глаголов гореть и греть. Никто из этимологов не отрицает этимологического родства этих глаголов, уверенно возводят праслав. глагол *grěti к и.-е. архетипу *gu̯hrē-, однако проблемой остается то, что корень *gu̯hr- не входит в систему и.-е. аблаута. Кроме того, в литературе обращено внимание на то, что суфф. *ě в глаголе *gorěti не тождествен суфф. в глаголе *grěti: глагол *gorětiэто глагол состояния, а *grětiэто переходный глагол, в котором суфф. имеет скорее каузативное значение; в связи с этим различием было высказано предположение, что в *gu̯hrē- является суффиксом и.-е. аористной основы.

Дериваты этого корня известны всем славянским языкам, например: праслав. *gorěti > болг. горя́ ‘гореть’, макед. гори ‘гореть’, ‘жечь, сжигать’, сербохорв. гòрjети, гòрети ‘гореть’, словен. goréti ‘гореть’, чеш. hořeti ‘гореть’, cлвц. horiet ‘гореть, пылать’, н.-луж. góreś ‘гореть’, польск. gorzeć, goreć ‘гореть, пылать’, словин. o̯řĕc ‘гореть, пылать’, др.-рус. горѣти ‘гореть’; праслав.  *grěti  > болг. грéя ‘греть, согревать’, ‘сиять, светиться, испускать свет’, макед. грее ‘греть’, ‘светить, сиять (о небесных светилах)’, сербохорв. гpȅjamu, грȕjати ‘греть’, ‘светиться’, словен. gréti ‘греть, согревать’ чеш. hřáti ‘греть, согревать’, слвц. hriat’  ‘греть’, в.-луж. hrěć ‘греть’, н.-луж. grěś ‘греть’, польск. grzać ‘греть’, др.-рус. грѣmu ‘согревать’.

Родственными русск. гореть считаются др.-инд. háras ‘жар’, ghr̥n̥óti ‘пылать, светить’, gharmá- ‘жар’, греч. θέρομαι ‘становиться жарким’, θέρος ‘летняя жара’, ‘урожай’, арм. ǰer ‘тепло’, лат. formus ‘теплый’, ср.-ирл. gorim, guirim ‘согревать’, ‘разжигать’, лит. gareti ‘гореть’. (См. Фасмер 1, 441; ЭССЯ 7, 42; РЭС 12, 84).

Из всех этих сопоставлений можно сделать вывод, что исконным значением и.-е. корня *gu̯hĕr- / *gu̯hŏr- была идея горения с выделением света и сильного тепла, нередко гибельного для всего окружающего; эта идея стала внутренней формой, мотивирующей многочисленные производные  в русском языке.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Горло – жерло – жрать – жрец - жертва

Перейти к древу

Дата размещения на сайте — 28 февраля 2017 года

Корень, алломорфами которого в современном русском языке являются гор- / жр- / жир- / жер- / жере/ жор-, восходит к и.-е. корню на ступени редукции *gr̥1- / *gr̥2- ‘пожирать, поглощать’ (см.: ЭССЯ 7, 205). К этому же и.-е. корню, по версии О. Н. Трубачева (см. ЭССЯ 7, 30), восходит и сущ. гора (см.), однако, как мы полагаем, уже в праславянскую эпоху эта связь едва ли была актуальной, поэтому мы рассматриваем горло и гора в разных словарных статьях. %Слоговые сонанты r̥1 r̥2  были непереднего и переднего ряда, чем и обусловлены их разные рефлексы в славянских языках (см.: Бернштейн 1, 135): и.-е. > *r̥1- > праслав. ър > ст.-сл. р̥, др.-рус. ъръ; и.-е. > *r̥2- > праслав. ьр > ст.-сл. р̥, др.-рус. ьрь (см. §19).

Самой большой проблемой данного древа является включение в него слов весьма различной семантики: с одной стороны, гл. жьрѣти, жьрати ‘совершать жертвоприношения’ и, с другой стороны, жьрати ‘жадно поглощать пищу’. Так, М. Фасмер настаивал на том, что жрать ‘жадно поглощать пищу’ «следует отделять от жру ‘творю жертву’» (Фасмер 2, 63), однако не смог указать, в чем заключается различие в происхождении глаголов жрать1 и жрать2. Напротив, в словаре А. К. Шапошникова эти глаголы рассматриваются в пределах одной статьи, но ничего не говорится о смысловой связи жрать1 и жрать2 (см.: Шапошников 1, 275).

На наш взгляд, в этимологическом отношении не следует отделять жрать1 от  жрать2: в формальном отношении ничто не препятствует наличию этой связи, а в смысловом отношении связь между жрать ‘творить жертву’ и жрать ‘есть’ засвидетельствована многочисленными источниками. Так, «Ибн-Фадлан (X в.) привел рассказ о рус. купцах: приезжая с товарами, они жертвовали идолам хлеб, мясо, лук, молоко и опьяняющий напиток; когда выгодно сбывали свои товары, то говорили: “Владыка помог мне, и я должен заплатить ему”, — и убивали нескольких быков и овец; часть мяса раздавали бедным, другую клали перед истуканами, а головы жертвы надевали на колья, вбитые в землю; если мясо ночью было съедено собаками, то считалось, что божество приняло дар» (СД 2, 209). Широко известны также ритуальные трапезы, то есть поедание принесенных в жертву продуктов — мяса быков, свиней, коз, хлебов, хмельных напитков и других продуктов. Известно, что во время жертвенной трапезы резко нарушались обычные нормы поведения во время еды: «Часто жертву (например, курицу в конце свадьбы) расхватывали без всякого порядка, уподобляясь стае диких зверей. В Закарпатье в последний день свадьбы, когда на стол выносили каравай, гости бросались к нему и рвали руками, як псы (КА). В Каргополье в Ильин день, как только вареное мясо жертвенного быка выносили на паперть, на него с криками набрасывалась толпа богомольцев-мужчин, которые устраивали свалку из-за кусков: считалось, что после такой хватовщины волки и медведи не будут нападать на домашний скот, а кость быка, из-за которой дерутся богомольцы, способна втрое увеличивать добычу на охоте и в рыбной ловле» (СД 2, 214). В этих условиях у гл. жрать мог появиться стилистический оттенок грубости, вульгарности, а особенно — в профанной ситуации, то есть в отрыве от ритуальных форм принятия пищи и питья.

Как будет показано ниже, гл. жрати ‘есть с жадностью’ в литературном употреблении появляется не раньше XV в. в качестве профанной параллели сакральному гл. жьрѣти.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Грех-

Перейти к древу

Корень, алломорфами которого в современном русском языке являются грех- греш-, восходит к праслав *grěxъ, от которого произошли ст.-сл. грѣхъ, которым переводят греч. ἁμαρτία, ἁμάρτημα ‘грех, проступок’. К этой же праформе восходят укр. гріх, болг. грехъ́, сербохорв. грȕjex, словенск. grȇh, чешск. hřích, словацк. hriech, польск. grzech, в.-луж. hrěch, н.-луж. grěch (см. Фасмер 1, 456). Корень является праславянским новообразованием, не имеющим соответствий в других индоевропейских языках.

Что касается исконного значения праслав. *grěxъ, то на этот счет в этимологической литературе существует несколько гипотез.

Есть предположение о связи праслав. *grěxъ с греть: первоначальное значение *grěxъ — ‘жжение (совести)’. В обоснование этой этимологии И. Гълъбов приводит аналогию с болг. грешка ‘ошибка’ и также болг. диал. гр’áш’ка ‘тепло’. Однако семантическая стороны этимологии *grěxъ — *grěti вызывает больше всего сомнений. Др.-инд. соответствия tápas ‘жара, боль’ от tápati ‘раскаляется’ являются неточными и спорными, так как *grěxъ — это название результата действия, поступка, но не название чувства. Гипотеза о развитии значения *grěxъ от *grěti, т. е. грех из первоначального ‘жжение (совести)’ представляется подстановкой христианской оценки последствия греха на место первобытного значения самого греха как ошибки, что невозможно для слова праславянского, т. е. еще дохристианского; кроме того, это значение нигде достоверно не засвидетельствовано.

Эта версия, кроме культурно-семантического, имеет еще и чисто фонетический изъян. Глагол 3-го кл. грѣти, грѣю генетически связан с глаголом более архаического 4-го кл. горѣти, горю. Это означает, что -ѣ- в первом глаголе — это суффикс, а корень — -гр-. Однако глагольный суффикс восходит к монофтонгу *е̄, а вовсе не к дифтонгу, твердо установленному в слове грѣхъ на основании перехода *s > х после *i. Если бы ѣ дифтонгического происхождения в глаголе грѣти принадлежал корню, то он не сохранялся бы в спряжении, наподобие пѣти, пою. Но словоформ типа *грою нигде не зафиксировано.

«Семантика производного *grěšiti (см.) — ‘промахиваться, не попадать прямо’, ‘думать неверно (о ком-либо)’ — помогает выбрать другую этимологию для слова *grěxъ из числа выдвигавшихся ранее, а именно — от основы со знач. кривизны *groi-so-, ср. лтш. grèizs ‘кривой’» (ЭССЯ 7, 115-116; см. также Черных 1, 216, РЭС 12, 85-86 ).

П.Я. Черных предполагает наиболее вероятной этимологию от основы со значением кривизны *groi-so- (из *groi-s-us в *grěxъ; s > ch после i; основа, как полагают, была *ŭ; ср. рус. прил. греховный). Ср. значение производного *grěšiti ‘промахиваться, не попадать прямо’, ‘думать неверно (о ком-либо)’ и лтш. grèizs ‘кривой’. Возможно, тот же корень, но со странным колебанием s : z (балт. ž : z) наблюдается в лит. graižýti ‘вертеть, крутить, сверлить’, graižùs ‘скрученный, изогнутый, искривленный’. (Cм.: Черных 1, 216).

М. Фасмер также приводит материалы, усиливающие эту версию: «Из близкого к *groikso- или *groiso- ‘изгиб, кривизна’, который выделяется также в сербохорв. гри̑ч ‘холм’, др.-прусск. grēiwa-kaulin ребро’» (Фасмер 1, 457). К этимологии слова грёза у Фасмера Трубачев прибавляет: «...скорее всего, цслав. грѣза ‘смешение’ < *groi-z-ā, родственного лтш. grèizs ‘косой’, лит. graĩžas и далее — ст.-слав. грѣхъ, русск. грех < *groi-s-o-, сюда же русск. диал. нагрезить ‘сделать ч.-л. плохое, причинить ущерб’» (ЭССЯ 7, 116).

Из этих гипотез наиболее убедительной нам представляется версия, согласно которой праслав. *grěxъ представляет собой имя со значением ‘бросок мимо цели, неверное действие’: *groi-s-us > *grěxъ; опрощение основы *grěx-, то есть ее превращение в простой корень, произошло, видимо, еще в дославянский период, так как никакого глагола без суфф. *-s- > *-ch- типа *groi-ti, от которого могло бы быть произведено имя *grěxъ, нигде не зафиксировано. Типологически сходным является образование сущ. ошибка от шибать ‘бить, ударять’.

Перейти к словарной статье...
Автор: Татьяна Григорьева
Губа

Перейти к древу

Дата размещения на сайте — 19 февраля 2017 года

Русск. губа, ст.-сл. гѫба < праслав. *gǫba признаются родственными греч. σφόγγος, σπόγγος ‘губка’, на основании чего возможная и.-е. реконструкция — *sgwhomba (см. ЭССЯ 7, 79).

Данные славянских языков и диалектов свидетельствуют, что праслав. *gǫba имело два основных значения — ‘гриб’ и ‘губа’, например: ст.-сл. гѫба ‘губка’, болг. гъба ‘гриб’, ‘губка (древесная)’, диал. гốба ‘ядовитый гриб’, макед. габа ‘гриб’, сербохорв. гу̏ба ‘проказа’, ‘парша’, gȕba ‘гриб’, ‘губка’, ‘трут’, гу̏ба ‘морда, рыло’, словен. góba ‘губка’, ‘гриб’, чеш. houba ‘гриб’, ‘губка’, huba ‘морда’, ‘рот’, слвц. huba ‘гриб’, ‘губка’, ‘рот’, ‘морда’, в.-луж. huba ‘рот’, ‘морда’, н.-луж. guba ‘губа’, ‘рот’, ‘морда’, ‘устье’, сюда же производное gubica ‘древесная губка’, gubka ‘ротик; губа’, ‘отверстие горшка, бутылки’, польск. gęba ‘рот’, ‘лицо’, ‘морда’, диал. gymba ‘рот’, ‘лицо’, ‘вид съедобных грибов’, др.-русск. губа ‘губка’, ‘гриб’, русск. губа ‘каждая из двух подвижных краев отверстия рта у людей и животных’, диал. губа ‘всякий гриб, употребляемый в пищу', укр. губа ‘губа’, губи мн. ‘грибы’, сюда же производное губка ‘древесный гриб, трутняк’, ‘трут’, блр. губа ‘губа’, ‘гриб’, ‘трут’, диал. губка ‘губка, нарост (на дереве)’ (см.: ЭССЯ 7, 78-79).

В вопросе о связи этих значений и о первичности одного из них выдвигаются разные версии. Согласно одной из них, «значения ‘гриб’ и ‘губа’ бесспорно родственны, причем второе развилось метафорически из первого, первоначально как экспрессивное обозначение сморщенной, старческой губы» (ЭССЯ 7, 79). Однако такое семантическое развитие противоречит обычному переносу соматической лексики на апеллятивы; ср название природных объектов: подножие, рукав (реки), хребет (горы) и т. п. В случае же губы получается совершенно уникальный перенос названия природного объекта на часть тела. Поэтому не менее, если не более правдоподобно обратное развитие ‘губа’ > ‘гриб’ по внешнему сходству нижней части гриба с нижней частью человеческого лица. Если же принять во внимание, что древнейшее значение ст.-сл. гѫба ‘губка’, то наиболее правдоподобным является развитие ‘губка’ > ‘губа’ > ‘гриб’. По функции губка втягивает жидкость точно так же, как мы втягиваем жидкость нашими губами.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Ганяхъ

Перейти к древу

Ган-яхъ, ган-яше — это формы др.-русск. имперфекта. В связи с развитием категории способов действия имперфект как таковой утрачивается, а в его основе происходит переразложение: ган-яхъ > ганя-хъ; основа ганя- переосмысляется как основа со значением отвлеченно-длительного способа действия, то есть способа, противопоставленного конкретно-длительному и однократному способам действиям; помимо суффикса, это значение выражается при помощи продления гласного в корне. К этой основе присоединяется регулярный суфф. основы настоящего времени 3-го класса *je/*jo: так возникают новые формы презенса ган-я́-ю, -еши с инфинитивом ганя́ти, к этой же новой основе ганя́- присоединяется суфф. перфекта (ганя́-лъ есмь), суфф. причастия прош. вр. (ганя́-вш-ий) и др. Что касается характера действия, то глагол ганя́ти означал действие ненаправленное или разнонаправленное, лишенное цели. Сравнение глаголов гоняти и гнать ясно указывает на различие в характере действия, разнонаправленного в первом случае и однонаправленного во втором. Если в древнерусском языке это различие выражалось чередованием гласных корня ъ // а (гънати // ганяти), то после утраты редуцированных оно стало выражаться чередованием ø // а. Современное написание гонять — это чисто орфографический процесс, обусловленный стремлением к зрительному единообразию внешнего вида морфемы.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Гарь

Перейти к древу

Гар/ь, -и с. ж. От глагола гара/ть. СО — обратное словообразование, то есть воспроизведение отношения «имя — глагол» с «обратным» направлением мотивации от глагола к имени для выражения значения отвлеченного действия и, метонимически, результата этого действия, а также оформление по типу склонения на *ĭ ввиду пространственного и вещественного значения. Ср.: «Имя с продленным корневым гласным, производное от гл. *gorěti или соотносительное с итеративом *garati» (ЭССЯ 6, 103).

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Гиб

Перейти к древу

Гиб/ъ, а с. м. Праслав. корень *gyb-, оформленный с помощью древнего именного суфф. *ŏ. Соотносится в качестве имени отвлеченного действия и, метонимически, его результата с гл. гнуть (см.). В современном русском литературном языке основа является связанной.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Гибати - гибаю

Перейти к древу

Гиб/а/ти — гиб/а/j/у, -ешь гл. От основы гну/ть. СО — суффиксальный, суфф. -а- со значением отвлеченно-длительного способа действия + продление гласного корня для выражения того же значения (см. §50.4): *gŭb/nǫ/ti > gūbati = гыбатигибатигибать.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Гибель

Перейти к древу

Гиб/е/л/ь, -и с. ж. От основы гибе/ти. СО — суффиксальный, суфф. -л(ь) со значением ‘состояние, ставшее результатом действия, названного производящей основой’.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Гибельный

Перейти к древу

Гиб/е/л/ен2/ъ, -льна, -льно; -льный, -ая, -ое прил. От основы гибел/ь. СО — суффиксальный, суфф. -н2- / -ен2- < ьн со значением ‘имеющий отношение к тому, что названо производящей основой’.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Гибкий

Перейти к древу

Гиб/ок2/ъ, -бка, -бко; -бкий, -бкая, -бкое прил. «Производное с суф. -ъкъ от *gybati» (ЭССЯ 7, 219); прилагательное ср. р. ед. ч. гибко употребляется как наречие в роли обстоятельства образа действия или предикатива.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Гибкость

Перейти к древу

Гиб/к2/ост/ь, и с. ж. От основы гибк/ий. СО — суффиксальный, суфф. -ость со значением отвлеченного качества, свойства.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов