Насущный

На/су/щ/н/ый, -ая, -ое прил. От слова сущный. СО — префиксальный, приставка на- с неопределенным значением, так как слово возникло вследствие калькирования греч. прил. ἐπιούσιος из евангельской Господней молитвы  τὸν ἄρτον ἡμῶν τὸνπιούσιον δὸς ἡμῖν σήμερον — хлѣбъ нашь насущьныи даждь намъ дьньсь (Мф. 6: 11).

«Сýщный, Насýщный. ная, ное. прил. Днешный, сегоднишный. Хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь. Молит. Господн.» (САР 2, 1021). I

«Хлѣбъ насущныйперевод евангельского выражения  ἄρτοςπιούσιος, основанный на понимании греческого прилагательного как сложения приставки сочетанияπί и прил. ὄσιος со значением ‘принадлежащий нашей сущности, необходимый для жизни’, причем под ἄρτοςπιούσιος подразумевался не только материальный хлеб, но и хлеб духовный, хлеб литургический, наконец, сам Христос. В текстах XVII века, не имеющих специально богословского характера, выражение хлѣбъ насущный употребляется в значении ‘необходимое пропитание’» (СлРЯ XI-XVII вв. 10, 279).

«И потому, сколько б ни презирали мы убогих, однако совсем тем они свою еще бедную влекут жизнь; Бог их согревает и из небесной житницы своей посылает им хлеб насущный» [архиепископ Платон (Левшин). Слово в неделю девятую надесять (1764)].

«Смотря на сих младенцев и входя в бедность состояния сих людей, вскричал я: жестокосердый тиран, отъемлющий у крестьян насущный хлеб и последнее спокойство!» [А.Н. Радищев. Отрывок путешествия в * * * И*** Т*** (1772)].

«Державин, опасно было ехать в губернию, наполненную сутягами, где, как многие утверждали, ябеда была хлеб насущный всякого состояния жителей» [И.М. Долгоруков. Повесть о рождении моем, происхождении и всей моей жизни, писанная мной самим и начатая в Москве, 1788-го года в августе месяце, на 25-ом году моей жизни / Часть 4 / 1799-1806 (1788-1822)].

«Насущный хлеб для души ― это слово Божие и Тело и Кровь Христовы» [митр. Филарет (Дроздов). Пространный христианский Катихизис Православной кафолической восточной церкви (1823-1824)].

Автор: Александр Камчатнов