Жар-птица

Жар/-пт/иц/а, -ы с. ж. От основ жар/ъ и птиц/а. СО — сложение основ. Согласно А. А. Потебне, «...слово в начале развития мысли не имеет еще для мысли значения качества и может быть только указанием на чувственный образ, в котором нет ни действия, ни качества, ни предмета, взятых отдельно, но все это в нераздельном единстве». Из этого следует, что сложение Жар-птица, по-видимому, возникло из первичного предложения, которое представляло собой суждение тождества двух имен, которые могли быть грамматически несогласованными; ср. бой-баба, сон-трава, горе-ученик.

В восточнославянском фольклоре Жар-птица — это фантастическое существо. «Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её “так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч”. Золотая окраска Жар Птицы, её золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого (“тридесятого”) царства, откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Жар-Птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки “за тридевять земель”» (МНМ 1, 439).

«Жаръптица. Struthio сasuarius. Водится въ степяхъ Восточной Индïи, величиною почти со строуса, но не такъ высока; на темѣ у нее находится костяной наростъ, покрытой хрящеватымъ веществомъ, уподобляющейся гребню, простирающемуся отъ средины основания клюва до темя. Гребень сей съ переда черноватъ, съ зади же и по бокамъ цвѣтомъ на желтой воскъ походитъ; вся поверхность гребня гладка и лоснится. Голова, глотка и ближайшая къ головѣ часть шеи покрыты голою кожею, на которой изъ рѣдка черныя перышки просѣдаютъ. Кожа сïя по вискамъ голубая, на затылкѣ же, глоткѣ и шеѣ изъ сѣра фиолетовая, но на срединѣ загривка морщевата и красновата, а съ переда около средины два мясистые, наподобïе пѣтушьяго подбородка, наросты, цвѣтомъ отъ части голубые, отъ части алые, Поверхъ хлупа находится наростъ на подобïе мозоли, которымъ птица сія опирается о землю, когда спитъ. Въ прочемъ все тѣло покрыто черными лоснящимися перьями, у коихъ очинъ и ребро черные и лоснящïеся, сплюснутые, усикижъ опушки другъ отъ друга отдѣленные, и каждый является особо, такъ что перья болѣе на волосы походятъ, и издали птица сïя не перьями, но будтобы волосами покрытая кажется. Крылъя кородокïя, и къ летанïю неудобныя, черныя, блестящïя. Хвоста у сей птицы совсемъ нѣтъ. Радужныя въ глазахъ перепонки прекраснаго топазоваго цвѣта, отверстïя ушей обширныя, перышками окружениыя. Клювъ темносѣрой, длиною въ 4½ дюйма; ноги весьма толстыя, короткïя изъ сѣра желтоватыя; пальцовъ три съ переди, изъ коихЪ среднïй длиною въ 5½ дюймовъ; когти черныя» (САР 2, 1047-1048).

«В романах описывают только феникса и жар-птицу: не воробьев, не ласточек, всем известных» [Н.М. Карамзин. Рыцарь нашего времени (1803)].

Автор: Александр Камчатнов