Нагой

Дата размещения на сайте — 17 декабря 2015 года

Корень наг-2 восходит к праслав. *nagъ / *nagъjь ‘голый’, имеющему соответствия в других и.-е. языках, хотя и с другими ступенями вокализма, нередко осложненные приставками: лит.  núogas ‘голый’, др.-инд. nagna, гот. naqaƥ,  ирл. nocht, исл. nakinn и др. На всем протяжении истории этот корень не менял своего значения ‘голый’, приобретая лишь некоторые переносные: ‘голый’ → ‘бедный’, ‘обнаженный человек’ → ‘обнаженный меч’, ‘голый’ → ‘явный, открытый’ (см. ЭССЯ 22, 70-72).

Наг/ъ, -а, -о; -ой, -ая, -ое прил. От корня наг-. СО — суффикс древней именной основы *ŏ или *ā, после переразложения ставший окончанием.

«НАГÍЙ, гая, гое. Нáгъ, га, го. прил. Не имѣющïй на себѣ одѣянïя. Говорится относительно только къ человѣку. Бѣ бо нагъ, и ввержеся въ море. Іоан. XXI. 7. Нагое тѣло. Болъшая часть дикихъ народовъ ходятъ нагïе.  2) * Явный, открытый, обнаруженный. Вся нага предъ очима его. Къ Евре. IV. 13. 3) * Лишенный уваженïя, чести. Аще точïю и облекшеся, не нази обрящемся. 2. Кор. V. 3» (САР 4, 464-465).

«НАГОЙ (-ЫЙ), прил. 1. Не имеющий на себе никакой одежды, голый, нагой, обнаженный (о теле и частях тела человека). Нъ въпияше благодарьствьныи Иовль: нагъ изидохъ и-щрева матери моея нагъ и поиду къ единому съдѣтелю и съпасу душамъ нашимъ» [XII в.]; «2. Не имеющий необходимой одежды или имеющий плохую одежду, не соответствующую сезону, положению, обычаю, уставу и т. п.; плохо одетый (о человеке). Алчьнъ бѣхъ и напитасте мя, жядьнъ и напоисте мя, нага мя видѣсте и одѣсте» [1076 г.] (СлРЯ XI-XVII вв. 10, 52).

Автор: Александр Камчатнов