Швейный

Шев/н2/ый и шв/ен/ый → шв/ейн/ый, -ая, -ое прич. и прил.: *šь́vьnъjь > др.рус. шьвьныи > шевныи и *šьvь́nъjь > др.-рус. шьвьныи > швеныи. От корня *šьv-. СО — суффиксальный, суфф. -н2- < ьн с относительным значением. Форма этого прилагательного швейный возникла вследствие эпентезы [j] по аналогии со словом швея, но по значению прил. швейный мотивировано гл. шить, а не сущ. швея. Однако следует обратить внимание и на то, что в прилагательном шевный=швеный=швейный развивается не значение ‘связанный с процессом шитья, результат шитья’, а больше — ‘для швей, выполненный швеями’; семантическая ассоциация с лицом особенно видна в сочетаниях с существительными игла, орудие, машина, столик, мастерская; магазин; искусство, работа, дело, надобность, заказ; мир; подушечка; см. ниже примеры.

«ШВЕ́ЙНЫЙ, ая, ое, пр. Употребляемый для шитья. Швейный шелкъ. Швейная игла» (СЦРЯ 4, 451).

«ШЬВЬНЪIИ = ШЕВЬНЪIИ = ШВЕНЪIИ — относящійся къ шитью: — Дѣло швено (ἔργον ὑφαντόν, textile; въ др. сп. швенно, шев'но; въ нов.тканое). Исх. XXXVI. 10 по сп. XIV в.» (Срезневский 3, 1601).

«Отъ Грековъ и Троянъ при Марсовыхъ очахъ; однакожъ онѣ теперь опять находятъ пріятное въ томъ упражненіе, чтобъ прекраснѣйшіе цветки своего садика изображать въ свѣтящемся шелкѣ швейною иглою, или украшать гирландами и фесстонами въ миловидныхъ разводахъ свои платья и шали; и я усердно благодарю моду за то, что она возобновляетъ и вводитъ въ употребленіе сію прекраснѣйшую работу кроткаго женскаго пола» [Ш. Щ. Новой красивой фигуры пяльцы // Магазинъ общеполезныхъ знаній и изобрѣтеній съ присовокупленіемъ моднаго журнала, раскрашенныхъ рисунковъ, и музыкальныхъ нотъ. Часть первая. cъ Генваря до Іюня, 1795].

Ср. контексты, особенно наглядно показывающие связь с именем лица:

«Тут была маленькая проходная комната вроде передней, где стоял большой платяной шкаф, умывальный столик с большим медным тазом и медным же рукомойником с подъемным стержнем; небольшой столик с привинченной к нему швейной подушечкой и кровать рыжей келейницы, закрытая ватным кашемировым одеялом» [Н.С. Лесков. Некуда (1864)]. Это не ‘сшитая подушечка’, а ‘подушечка для швей, для шитья’.

«История эта до такой степени удивительна, что я, не решаясь и не имея никакой возможности объяснить ее происхождение, берусь передать дело так, как оно произошло, по точным рассказам всего швейного мира» [Г.И. Успенский. Столичная беднота (1867)].

«Танечка, да вообще весь швейный мир решительно не знали, что подумать об этом и что тут делать» [Г.И. Успенский. Столичная беднота (1867)].

Автор: Никита Никитин