Павечерница - повечерница

Па/вечер/ниц/а, -ыпо/вечер/ниц/а, -ы с. ж. От основы вечер/ъ. СО — конфиксальный, конф. па- / по-…-ниц- со значением ‘нечто, предшествующее тому, что названо производящей основой’.

В литературном употреблении, по данным исторического словаря, сущ. павечерница известно с XI в., а повечерница — с XVII в.:

«ПАВЕЧЕРНИЦА, ж. 1. Повечерие (богослужение суточного круга, совершаемое после ужина, перед отходом ко сну). Тъгда павечерница пѣти. Устав Тип., 21. XI-XII вв.»;  «Павечерница великая, малаяполный и краткий виды повечерия. Павечерницю же поють малую вънѣ цр҃кве [в пятницу первой недели поста]... Въ прочяя бо пяткы поста... великую павечерницю поють. Устав Студ.1, 10 об. XII в.»; «2. Вечеринка. Бестудная словеса и плясание, еже въ пиру, и на свадбахъ, и въ павечерницахъ, и на игрищахъ, и на улицахъ. Кир. Тур. (К.), 94. XVI в.» (СлРЯ XI-XVII вв. 14, 112).

«ПОВЕЧЕРНИЦА ж. То же, что павечерница. И послѣ вечерни на повечерницѣ, какъ начали пѣть трипѣсницу, и онъ, владыка, пошелъ изъ церкви вонъ. Д. Иос. Колом., 94. 1675 г.» (СлРЯ XI-XVII вв. 15, 156).

Сущ. павечерница зафиксировано в Словаре Академии Российской: «Пáвеченица, цы. с. ж. Въ простор. тоже что и повечерïе» (САР 1, 673).

Всего в базе данных Национального корпуса русского языка зафиксировано по 1 случаю употребления сущ. павечерница и повечерница:

«В Вильне издана была книжка “Вертоград душевный”, в которой помещаются дневные богослужения, т. е. полуночница, заутреня, часы, вечерня, павечерница, и в них вплетены пространные, сочиненные вновь молитвы» [Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск четвертый: XVII столетие (1862-1875)].

«В 5 часов по полудни началась малая вечеря с повечерницей, совершенная соборне при участии почти всего находящегося в Москве белокриницкого духовенства с архиепископом Иоанном во главе. [неизвестный. К освящению старообрядческого храма (1908.11.22) // «Русское слово», 1908].

Автор: Ксения Корниенко