Вод-

Дата размещения на сайте — 28 января 2022 года

Корень русск. сущ. вод/а восходит к праслв. *voda ‘вода’, который обычно рассматривается как результат тематизации древней основы *u̯od-ōr < и.-е. cобир. *u̯ed-ōr, *ud-ens род. ед. ‘вόды’. Славянский o-вокализм корня, предположительно, возник под влиянием сингулятива *u̯odr̥, *u̯edn̥s ‘вода’. Гетероклитическая и.-е. основа *u̯ed-r- / *u̯ed-n- м. б. связана с *u̯ed- ‘вытекать, cмачивать’, ср. др.-инд. unátti (корень ud-) ‘вытекает, увлажняет’.

Глагольно-именное чередование *е // *о в этом корне не сохранилось в русском языке. Можно отметить, что именная форма с корневым *о оказалась более устойчивой в индоевропейских языках. Вторичное производное от глагольного вида этого корня можно усмотреть в сущ. ведро (см.).

И.-е. соответствиями русск. вода являются лит. vanduõ ‘вода’ (согласный -n- вторичен, как и в прус. unds ‘вода’, лат. unda ‘волна’), балт. вариант и.-е. основы без -n- — лит. vãdė ‘заливаемое рекой место, сырой луг’, ‘исчезающая, высыхающая речка’, нем. Wasser, англ. water, гот. wato (-n-основа как и в др.-исл. vatn), греч. ὕδωρ, ὕδατος род. ед. (< *ud-n̥-to-) ‘вода’, ἄνυδρος ‘безводный’, арм. get (< *u̯edō-) ‘река’.

Славянскими продолжениями праслав. *voda являются укр. водá, блр. вадá, ст.-слав. вода, болг. водá, c.-хорв. вòда, cловен. vóda, чеш., слвц. voda, польск. woda, в.-луж., н.-луж. woda. К этому же этимологическому гнезду относятся ведро (см.), выдра (см.), гидра. (см.: Аникин 8, 32).

Из этих данных следует, что внутренняя форма сущ. вода — ‘то, что течет’ или ‘то, что смачивает, делает мокрым’. Семантическая оппозиция мокрый — сухой является вариантом инвариантной оппозиции живой — мертвый. Вода занимает амбивалентную позицию, находится как бы посередине между жизнью и смертью, обращена одновременно к той и другой. С одной стороны, вода — источник жизни, средство магического очищения от скверны в многочисленных обрядах, а также средство испытания виновного (брошеный в воду и утонувший считается невиновным, всплывший, не утонувший — виновным). С другой стороны, вода — место обитания нечистой силы, чертей, а также душ умерших. (см. подробнее СД 1, 386 и сл.). В древнегреческой мифологии р. Стикс ведет в царство мертвых, куда их доставляет перевозчик Харон. В то же время Ахилл получает неуязвимость благодаря тому, что его мать Фетида окунула младенца в священные воды Стикса.

Автор: Анастасия Попова