Брызжу - брызгать - брызгаю

Брызж/у, -ешьбрызг/а/тьбрызг/а/j/у, -ешь гл. неперех. От основы брызг/ъ или брызг/а. СО — суффиксальный, суфф. -а- со значением отвлеченно-длительного способа действия (см. §50.4); формы презенса брызжу, брызжешь и т. п. с инфинитивом *bryzgti образованы непосредственно от междометного корня: *bryzg-jo-m > брызжу; о происхождении чередования г // ж см. §11; инфинитив *bryzgti был утрачен, и инфинитивом при формах презенса брызжу, брызжет стал гл. брызгать, однако между формами презенса брызжу и брызгаю есть существенное семантическое различие: от инфинитива *bryzgti, как правило, в употреблении лишь формы 3-го л., которые обозначают действие непроизвольное: Из раны брызжет кровь; Доменная печь брызжет искрами; В гневе от брызжет слюной; формы презенса брызгаю, брызгает, как правило, обозначают действие произвольное. Гл. брызгать соотносится по виду с гл. брызнуть.

«БРЫ́ЗЖУ, зжешь, бры́знулъ, згать, знуть. Бры́згаю, гаешь, гать, учащ. гл. въ двоякомъ залогѣ употребляемый, въ средн. и дѣйств. Въ первомъ случаѣ употребляется наипаче въ третьемъ лицѣ о тѣлахъ жидкихъ или жидкими здѣлавшихся, которыя раздѣлившись на малыя частицы, или капли силою разметываются. Грязь брызжетъ. Кровь брызнула изъ носу. Искры брызжутъ. Во второмъ случаѣ сопрягается глаголъ сей съ предлогомъ въ или на и съ творительнымъ падежемъ вещи. Брызжу въ кого или на кого водою» (САР 1, 355).

«БРЫЗГАТИ. Брызгать, А противъ всякаго мѣста сдѣлано по фонтанѣ, изъ которых въ тѣ мѣста брызжетъ вода. Дн. П. Толстого, 328. 1697 г.» (СлРЯ XI-XVII вв. 1, 341).

«Когда прілучітся тебѣ съ другіми за столомъ сідѣть, то содержи себя въ порядкѣ по сему правілу: въ первыхъ обрѣжъ свои ногти да не явішся яко бы оныя бархатомъ обшіты. умои руки и сяди благочінно, сіди прямо и не хватаи первои въ блюдо, не жри какъ свинія, и не дуи въ ушное чтобъ вездѣ брызгало, не сопи егда яси, первои не піи, будь воздерженъ, и бѣгаи піянства, піи, и яждь сколко тебѣ потребно, въ блюдѣ будь послѣдніи когда часто тебѣ предложатъ, то возми часть изъ того, протчее отдаи другому, и возблагодари ему. руки твои да не лежатъ долго на талеркѣ, ногами вездѣ не мотаи, когда тебѣ піть не утіраи (рта) губъ рукою, но полотенцомъ, и не піи пока еще піщи не проглотілъ. не облізываи перстовъ, и не грызи костеи, но обрѣжь ножемъ, зубовъ ножемъ не чісти, но зубочісткою, и одною рукою прікрои ротъ когда зубы чістішъ, хлѣба пріложа къ грудямъ не рѣжъ, ѣжъ что предъ тобою лежітъ, а индѣ не хватаи. ежели передъ кого положіть хощешъ, не прімаи перстами какъ нѣкоторыя народы нынѣ обыкли. надъ ѣствою не чавкаи, какъ свінія, и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо такъ дѣлаютъ крестьяне. часто чіхать, сморкать, и кашлять не прігожо» [коллективный. Юности честное зерцало, или Показанїе къ жїтеискому обхожденїю (1717)].

Автор: Александр Камчатнов