Бес

Бе/с/ъ, -а с. м. От праслав. корня *boi-; именная основа на *ŭ или на *ŏ. СО — суффиксальный, праслав. суфф. *s- < * -ds- со значением субъекта или орудия действия; ср. тру/с (см.), лоб/о/тря/с, воло/с (см.), голо/с (см.). Праслав. *běsъ родственно лит. baisùs ‘страшный, ужасный’. И в славянском, и в литовском произошло упрощение группы согласных *ds, поэтому *s не перешел в х, как это происходило непосредственно после *i. И праслав. *běsъ, и лит. baisùs происходят из общего и.-е. источника — *boids-, откуда и лат. fœdus ‘гадкий, отвратительный, отталкивающий’.  

Рефлексами праслав. *běd-s- > běs- в славянских языках являются болг. бяс ‘дикая ярость; злоба; смертельное заболевание животных, обыкновенно — собак; злой дух, бес’, макед. бес ‘бешенство, ярость, злоба’, ‘бес, черт’, сербохорв. бȕjес ‘бешенство’, ‘буйный нрав, шалость’, ‘юный возраст’, словен. bȇc ‘злой дух’, чеш. běs ‘злой дух, черт, бес’, ‘о буйстве стихий’, ‘о душевном исступлении’, слвц. bes ‘злой дух, бес’, ‘бешенство, ярость’, польск. bies ‘злой дух; дьявол, бес, черт’. Значение ‘злой дух, демон’ возникло, очевидно, в переводных христианских памятниках, в которых сущ. бѣсъ было эквивалентом греч. δαμων. (См. ЭССЯ 2, 88-89).

О.Н. Трубачев настаивает далее на родстве праслав. *běsъ < *bědsъ с праслав. *běda (см. беда), однако А.Е. Аникин считает это родство по семантическим, видимо, основаниям, проблематичным (см. РЭС 3, 144). Видя спорность отождествления корней слов бес и беда, мы даем корни -бес- и -бед- в разных словарных статьях, так как, видимо, уже на праславянской почве произошел разрыв родственной связи сущ. *běsъ и běda, каждое из которых стало основой особых словообразовательных древ в русском языке.

Итак, бес — это то, что вызывает страх, ужас, отвращение, или тот, кто вызывает страх, ужас, отвращение.

«БѢ́СЪ, са. с. м. 1) Дïаволъ, демонъ, злой духъ. Языцы бѣсомъ жрутъ, а не Богови. I Кор. X. 20. 2) Въ * и просторѣчïи придается человѣку вертляному» (САР 1, 449).

«БЕСЪ, м. 1. Бес. (1071): Искони бо бѣсъ жену прелсти, си же мужа тако в си роди много волхвують жены чародѣиством и отравою и инѣми бѣсовьскыми козньми, но и мужи прелщени бывають от бѣсовъ невѣрнии»; «2. О языческом божестве, идоле, кумире» (СлРЯ XI-XVII вв. 1, 148).

Автор: Александр Камчатнов