Бог
Термин | Определение |
---|---|
Бог | Дата размещения на сайте — 9 декабря 2016 года Слова, корень которых представлен в современном русском языке алломорфами бог- / бож-, восходят к праслав. корню *bog-, однако далее мнения этимологов о происхождении этого слова расходятся. Согласно одной версии, праслав. *bogъ представляет собой и.-е. наследие, согласно другой версии, праслав. *bogъ — заимствование из иранских языков (обзор литературы см.: ЭССЯ 2, 161-162). Основанием для первой гипотезы служат и.-е. параллели: др.-перс. baga- ‘бог’, авест. bаγа- ср. р. ‘доля, участь, судьба’, м. ‘господин, бог’, иран. *baga- ‘доля, участь, судьба; бог (как персонификация доли, судьбы)’, др.-инд. bhága- ‘благосостояние, имущество, счастье’, ‘божество, господь’, bhájati ‘наделяет, делит’, тох. А рāк, В рāке ‘доля, часть’, греч. φαγείν ‘поедать’ (см. РЭС 3, 292). Из этих сопоставлений ясно, что и.-е. корень *bhag- был энантиосемичным, так как ситуация «кормить — есть» предполагает двух участников: один кормит, дает, наделяет благами — другой ест, принимает, наделяется. Как это обычно бывает в подобных случаях, в одних языках сохранятся одна сторона энантиосемичного комплекса и утрачивается другая, в других языках, наоборот, сохраняется вторая сторона и утрачивается первая. В древнеиндийском, иранском, праславянском и других языках сохранилась одна сторона: глагольный корень означает ‘кормить’ → ‘наделять’, а именной — ‘доля, часть, счастье, богатство’, а их персонификация — ‘бог’; в греческом языке сохранилась другая часть этого комплекса — ‘есть’, ср. заимствованные из греческого композиты со второй частью -φαγ: антропофаг, саркофаг, фитофаг. Древнее значение ‘доля, часть, благо’ сохранилось в имени славянского языческого бога Дажьбог: «Предполагается, что имя Д<ажьбог> образовано сочетанием глагола дать и слова бог: в таком случае Д<ажьбог> воплощает первый член мифологического противопоставления доля — недоля» (МНМ 1, 347). Основанием для второй версии служит то, что в праслав. *bogъ отсутствуют следы действия закона Винтера: по этому закону краткий праиндоевропейский гласный удлинялся перед звонким смычным, поэтому вместо *bogъ ожидалась бы праславянская форма *bagъ. Попыткой примирения этих гипотез является такое рассуждение: «Чаще однако принимают родство слав. и и.-иран. фактов, а также иран. (скиф.) влияние на семантику слав. *bogъ в эпоху славяно-иранских контактов. Предполагается, что знач. ‘доля, богатство, счастье’ в слав. — и.-е. наследие, а знач. ‘бог’ — результат иран. влияния» (РЭС 3, 293). После принятия христианства бог становится Богом, то есть именем собственным, обозначающим Единого в Трех Лицах Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого — Творца, Вседержителя, Господа. Перейти к словарной статье... |
Безбожие | Без/бож/иj/е, -я с. ср. От основы бог/ъ. СО — конфиксальный, конф. без-…-иj(е) со значением ‘явление или состояние, характеризующееся пренебрежением к тому, что названо производящей основой’; возможно, слово образовано путем калькирования греч. ἀθεία. Перейти к словарной статье... |
Безбожник | Без/бож/н2/ик/ъ, -а с. м. От основы безбожн2/ый. СО — суффиксальный, суфф. -ик со значением лица по характерному признаку. Перейти к словарной статье... |
Безбожница | Без/бож/н2/иц/а, -ы с. ж. От основы безбожник/ъ. СО — суффлексальный, суффлекс -а со значением ‘лицо женского пола’; переход к > ц произошел по аналогии с такими древними образованиями, как пророчица, вѣщица и проч. Перейти к словарной статье... |
Безбожничание | Без/бож/н/ич/а/н/иj/е, -я с. ср. От основы безбожнича/ть. СО — суффиксальный, суфф. -ниj- со значением отвлеченного действия. Перейти к словарной статье... |
Безбожничать - безбожничаю | Без/бож/н/ич/а/ть — без/бож/н/ич/а/j/у, -ешь гл. От основы безбожник/ъ. СО — суффиксальный, суфф. -а- со значением отвлеченно-длительного способа действия (см. §50.4); чередование к // ч объясняется выпавшим звеном словообразовательной цепи *безбожничити. Перейти к словарной статье... |
Безбожный | Без/бож/н2/ый, -ая, -ое с. ср. От основы бог/ъ. СО — конфиксальный, конф. без-…-н2(ый) со значением ‘признак, характеризующийся пренебрежением к тому, что названо производящей основой’. Перейти к словарной статье... |
Бог | Бог/ъ, -а с. м. От праслав. корня *bog-. СО — суффиксальный, суфф. древней именной основы *ŭ с предметным значением, после переразложения ставший окончанием: *bog-ŭ-s > bog-ъ = др.-рус. бог/ъ > русск. бог/ø. Алломорф этого суффикса -ов- представлен в форме Р. п. мн. ч. богов или в прилагательном боговый (см.). Перейти к словарной статье... |
Бог(о)- | БОГ(О)- — первая часть многочисленной (около 100) группы слов, образованных по одной из двух моделей: а) путем сложения основ или б) сложения основ с суффиксацией. Перейти к словарной статье... |
Богадельня | Бог/а/дел/ьн/я, -и с. ж. От основ бог/ъ и дел/я. СО — сращение с суффиксацией, то есть превращение словосочетания бога дѣля ‘для, ради Бога’ в одно слово + суфф. -н’ < ьн’ со значением места. Перейти к словарной статье... |
Богатей | Бог/ат/еj/ъ, -я с. м. От основы богат/ый. СО — суффиксальный, суфф. -еj- < ьjь со значением лица по характерному признаку. Перейти к словарной статье... |
Богатейка | Бог/ат/еj/к2/а, -и с. ж. От основы богатеj/ъ. СО — суффиксальный, суфф. -к2- со значением ‘лицо женского пола’. Перейти к словарной статье... |
Богатенький | Бог/ат/ен/ьк/ий, -ая, -ое прил. От основы богат/ый. СО — суффиксальный, суфф. -оньк(ий) / -еньк(ий) с уменьшительно-ласкательным значением. Перейти к словарной статье... |
Богатеть - богатею | Бог/ат/е/ть — бог/ат/е/j/у, -ешь гл. От основы богат/ый. СО — суффиксальный, суфф. -е(ть) < *-ě(ti)- со значением инхоативного способа действия (см. §50.12), то есть значения становления, перехода от менее интенсивного к более интенсивному состоянию. Перейти к словарной статье... |
Богатство | Бог/ат/ств/о, -а с. ср. От основы богат/ый. СО — суффиксальный, суфф. -ств- < -ьств- со значением отвлеченного качества и, метонимически, предмет, обладающий этим качеством. Перейти к словарной статье... |