Бог

Термин Определение
Бог

Перейти к древу

Дата размещения на сайте — 9 декабря 2016 года

Слова, корень которых представлен в др.-рус. языке алломорфами бог- / бож- / боз-, а в современном русском языке алломорфами бог- / бож-,  восходят к праслав. корню *bog-, однако далее мнения этимологов о происхождении этого слова расходятся. Согласно одной версии, праслав. *bogъ представляет собой и.-е. наследие, согласно другой версии, праслав. *bogъ — заимствование из иранских языков (обзор литературы см.: ЭССЯ 2, 161-162). 

Основанием для первой гипотезы служат и.-е. параллели: др.-перс. baga- ‘бог’, авест. bаγа- ср. р. ‘доля, участь, судьба’, м. ‘господин, бог’, иран. *baga- ‘доля, участь, судьба; бог (как персонификация доли, судьбы)’, др.-инд. bhága- ‘благосостояние, имущество, счастье’, ‘божество, господь’, bhájati ‘наделяет, делит’, тох. А рāк, В рāке ‘доля, часть’, греч. φαγείν ‘поедать’ (см. Аникин 3, 292). Из этих сопоставлений ясно, что и.-е. корень *bhag- был энантиосемичным, так как ситуация «кормить — есть» предполагает двух участников: один кормит, дает, наделяет благами — другой ест, принимает, наделяется.

Как это обычно бывает в подобных случаях, в одних языках сохранятся одна сторона энантиосемичного комплекса и утрачивается другая, в других языках, наоборот, сохраняется вторая сторона и утрачивается первая. В древнеиндийском, иранском, праславянском и других языках сохранилась одна сторона: глагольный корень означает ‘кормить’ → ‘наделять’, а именной — ‘доля, часть, счастье, богатство’, а их персонификация — ‘бог’; в греческом языке сохранилась другая часть этого комплекса — ‘есть’, ср. заимствованные из греческого композиты со второй частью -φαγ: антропофаг, саркофаг, фитофаг.

Древнее значение ‘доля, часть, благо’ сохранилось в имени славянского языческого бога Дажьбог: «Предполагается, что имя Д<ажьбог> образовано сочетанием глагола дать и слова бог: в таком случае Д<ажьбог> воплощает первый член мифологического противопоставления доля — недоля» (МНМ 1, 347).

Основанием для второй версии служит то, что в праслав. *bogъ отсутствуют следы действия закона Винтера: по этому закону краткий праиндоевропейский гласный удлинялся перед звонким смычным, поэтому вместо *bogъ ожидалась бы праславянская форма *bagъ.

Попыткой примирения этих гипотез является такое рассуждение: «Чаще однако принимают родство слав. и и.-иран. фактов, а также иран. (скиф.) влияние на семантику слав. *bogъ в эпоху славяно-иранских контактов. Предполагается, что знач. ‘доля, богатство, счастье’ в слав. — и.-е. наследие, а знач. ‘бог’ — результат иран. влияния» (Аникин 3, 293).

После принятия христианства бог становится Богом, то есть именем собственным, обозначающим Единого в Трех Лицах Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого — Творца, Вседержителя, Господа.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Безбожие

Перейти к древу

Без/бож/иj/е, -я с. ср. От основы бог/ъ. СО — конфиксальный, конф. без-…-иj(е) со значением ‘явление или состояние, характеризующееся пренебрежением к тому, что названо производящей основой’; возможно, слово образовано путем калькирования греч. ἀθεία; о происхождении чередования г // ж см. §11.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Безбожник

Перейти к древу

Без/бож/н2/ик/ъ, -а с. м. От основы безбожн2/ый. СО — суффиксальный, суфф. -ик со значением лица по характерному признаку.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Безбожница

Перейти к древу

Без/бож/н2/иц/а, -ы с. ж. От основы безбожник/ъ. СО — суффлексальный, суффлекс -а со значением ‘лицо женского пола’; чередование к // ц возникло по аналогии с такими древними образованиями, как пророчица, вѣщица и проч.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Безбожничание

Перейти к древу

Без/бож/н/ич/а/н/иj/е, -я с. ср. От основы безбожнича/ть. СО — суффиксальный, суфф. -ниj- со значением отвлеченного действия.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Безбожничать - безбожничаю

Перейти к древу

Без/бож/н/ич/а/ть  — без/бож/н/ич/а/j/у, -ешь гл. От основы безбожник/ъ. СО — суффиксальный, суфф. -а- со значением отвлеченно-длительного способа действия (см. §50.4); чередование к // ч объясняется выпавшим звеном словообразовательной цепи *безбожничити.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Безбожный

Перейти к древу

Без/бож/н2/ый, -ая, -ое с. ср. От основы бог/ъ. СО — конфиксальный, конф. без-…-н2(ый) со значением ‘признак, характеризующийся пренебрежением к тому, что названо производящей основой’; о происхождении чередования г // ж см. §10.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Бог

Перейти к древу

Бог/ъ, -а с. м. От праслав. корня *bog-. СО — суффиксальный, суфф. древней именной основы *ŭ с предметным значением, после переразложения ставший окончанием: *bog-ŭ-s > bog-ъ = др.-рус. бог/ъ > русск. бог/ø. Алломорф этого суффикса -ов- представлен в форме Р. п. мн. ч. богов или в прилагательном боговый (см.).

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Бог(о)-

Перейти к древу

БОГ(О)- — первая часть многочисленной (около 100) группы слов, образованных по одной из двух моделей: а) путем сложения основ или б) сложения основ с суффиксацией.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Богадельня

Перейти к древу

Бог/а/дел/ьн/я, -и с. ж. От основ бог/ъ и дел/я. СО — сращение с суффиксацией, то есть превращение словосочетания бога дѣля ‘для, ради Бога’ в одно слово + суфф. -н’ < ьн’ со значением места.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Богатей

Перейти к древу

Бог/ат/еj/ъ, -я с. м. От основы богат/ый. СО — суффиксальный, суфф. -еj- < ьjь со значением лица по характерному признаку.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Богатейка

Перейти к древу

Бог/ат/еj/к2/а, -и с. ж. От основы богатеj/ъ. СО — суффиксальный, суфф. -к2- со значением лицо женского пола’.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Богатенький

Перейти к древу

Бог/ат/ен/ьк/ий, -ая, -ое прил. От основы богат/ый. СО — суффиксальный, суфф. -оньк(ий) -еньк(ий) с уменьшительно-ласкательным значением, нередко с оттенком иронии.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Богатеть - богатею

Перейти к древу

Бог/ат/е/тьбог/ат/е/j/у, -ешь гл. неперех. От основы богат/ый. СО — суффиксальный, суфф. -е(ть) < *-ě(ti)- со значением инхоативного способа действия (см. §50.12), то есть значения становления, перехода от менее интенсивного к более интенсивному состоянию.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов
Богатство

Перейти к древу

Бог/ат/ств/о, -а с. ср. От основы богат/ый. СО — суффиксальный, суфф. -ств- < -ьств- со значением отвлеченного качества и, метонимически, предмет, обладающий этим качеством.

Перейти к словарной статье...
Автор: Александр Камчатнов