Борщ-

Дата размещения на сайте — 26 декабря 2020 года

Корень борщ- возводят к праслав. *bъrščь, продолжениями которого также являются словен. bŕšč ‘растение борщевик Неrасleum sphondylium’, чеш. bršt ‘растение меум’, слвц. bršt ‘борщев(н)ик’, в.-луж. baršć ‘борщевник Heracleum’, н.-луж. baršć  ‘репа’, ‘рыба скат’, польск. barszcz ‘борщ, похлебка’, ‘закваска’, ‘растение борщевник Heracleum sphondylium’, др.-русск. борщ ‘растение Acanthus или Heracleum sphondylium et sibiricum’, ‘первое блюдо особого приготовления’, русск. борщ ‘похлебка, суп из свеклы с капустой’, ‘растение борщевик’, ст.-укр. борщъ ‘борщ со свеклой и капустой’ (см.: ЭССЯ 3, 131).

В этом ряду в целом однотипных значений ‘растение борщевик’ и ‘похлебка’ резко выделяется значение н.-луж. baršć  ‘рыба скат’, что, вероятно, должно найти свое объяснение на более глубоком уровне и.-е. соответствий: др.-инд. bhṛṣṭís ‘острие’, др.-в.-нем. burst, нем. Borste ‘щетина’, Bürste ‘щетка’, лат. fēstuca ‘стебель’ < *fers-tūca, лат. fastīglum ‘верхушка, острие’ < *farsti-, лтш. burkšis ‘Aegopodium podagraria’ (‘сныть обыкновенная’) (см.: ЭССЯ 3, 131-132).

Из этого следует, что и растение Неrасleum sphondylium, и рыба-скат в нижне-лужицком языке названы словом с праслав. корнем *bъrščь по признаку остроты: в одном случае по признаку своих острых листьев, в другом — по признаку острого хвоста или по признаку способности генерировать электрические разряды с высокой поражающей силой, хотя вряд ли это свойство электрических скатов было известно праславянам, так как среда обитания скатов — тропические и субтропические воды всех океанов.

Связь слов борщ и переборщить как будто подтверждается данными Словаря В. И. Даля: слово борщи́ть помещено в статью «Борщъ», в южных диалектах этот глагол означает ‘лить безъ толку много, черезъ край, чрезъ мѣру’ (Даль 1, 289). Впрочем, П.Я. Черных в «Историко-этимологическом словаре русского языка» оспаривает родство этих слов: «Что касается глаг. переборщитьперебарщивать, то это пóзднее неуклюжее новообразование, известное лишь с начала XX в., происходит, по-видимому, не от борщ, а (вм. *переборчить) от переборка, ср. далее перебрать, переборчивый — ‘привередливый’, ‘прихотливый’» (Черных 1, 105). Эта точка зрения получила поддержку у А. Е. Аникина: прибавив к примерам П. Я. Черныха еще глагол перебрать ‘взять больше чем нужно, с излишком’, ‘выпить лишнее’, он заключает: «Сближение к борщ вторично, производить борщить от этого сущ. … нецелесообразно» (Аникин 4, 103). Не исключено, что гл. переборщить возник вследствие языковой игры, желания подогнать произношение гл. *переборчить ближе к борщу; см. «Брать».

 

 

 

Автор: Мария Белова